Print Friendly, PDF & Email

Поминание

Зи́кр (арабск.) — поминание (вспоминание/упоминание). Слово з(д)икр часто используется для обозначения поминания Создателя (Слава Ему!). Мы поминаем Имя Бога над пищей, а также приветствуя друг друга благословенным приветствием (Мир вам, Милость Бога и Его Благословение — арабск. Ас-Саляму алейкум уа Рахмат Уллахи уа Баракатуху).

(33:41)     О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха (сердцем, устами и в делах) многократным поминанием

Толкование Корана. Абу Адель.

Верующим людям свойственно (и предписано) часто поминать Всевышнего.

(2: 152). Вспомните же Меня, Я вспомню вас; будьте благодарны Мне и не будьте отрицающими Меня!

Толкование Корана. Крачковский.

Верующие обращают свои сердца к поминанию Всеведущего Бога, стремясь к тому, чтобы и Он обратил Своё Внимание к нам.

(33:35) Поистине, всецело покорившиеся (Аллаху) (мужчины) [мусульмане] и всецело покорившиеся (Аллаху) (женщины) [мусульманки], верующие (мужчины) и верующие (женщины), полностью подчинившиеся (Аллаху) (мужчины) и полностью подчинившиеся (Аллаху) (женщины), правдивые (в речах своих) (мужчины) и правдивые (женщины), терпеливые (в повиновении Аллаху) (мужчины) и терпеливые (женщины), смиренные (перед Аллахом) (мужчины) и смиренные (женщины), дающие (обязательную и добровольную) милостыню (мужчины) и дающие милостыню (женщины), постящиеся (мужчины) и постящиеся (женщины), хранящие органы свои (от прелюбодеяния и всего недозволенного) (мужчины) и хранящие (женщины), (мужчины) поминающие Аллаха много (своими сердцами и устами) и поминающие (Аллаха) (женщины), – уготовил Аллах им прощение (их грехам) и великую награду [Рай]!

Толкование Корана. Абу Адель.

(29:45) Читай им то, что открыто тебе из Писания, и выстаивай молитву; ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого. А напоминание Аллаха более велико, и Аллах знает то, что вы творите!

Толкование Корана. Крачковский. [Исправлена опечатка, а также одна буква заменена на заглавную.]

(13:28) тех, которые уверовали и сердца которых нашли утешение в поминании Аллаха”. А разве не в поминании Аллаха находят утешение сердца?

Толкование Корана. Османов.

Трудно переоценить значение Поминания в жизни верующего. Ведь оно залог Прощения и Великой награды, источник утешения сердец, и как видим, оно даже превыше молитвы.

Разное восприятие

Люди по-разному реагируют на поминание.

(39:45) А когда упоминается (лишь) один Аллах, испытывают отвращение сердца тех, которые не веруют в Вечную жизнь. А когда упоминаются те, кто помимо Него [их ложные божества], – вот они радуются (так как многобожие соответствует их прихотям).

Толкование Корана. Абу Адель.

(22:35) тех, у которых страшатся сердца, когда поминается Аллах, и терпеливых к тому, что их постигает, и выстаивающих молитву, и которые расходуют из того, что Мы им даровали.

Толкование Корана. Крачковский.

Сердца тех, кто смиренен наполняются трепетом, а тех, кто не верует в Ахъыра(т) (Последнюю, истинную Жизнь, вечность после Воскрешения), отвращением.

Повод для поминания

Нужен ли верующим дополнительный повод, чтобы делать то, что им и так свойственно? Однако нам полезно в очередной раз напомнить себе в каких обстоятельствах поминание необходимо. Что способствует упорядоченности и убеждённости в правильности действий.

(62:9) О те, которые уверовали! Когда призывают на (еженедельную общую) молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха [на проповедь и общую молитву] и оставьте торговлю (и всё другое, что отвлекает вас). Это [то, что вам повелено] лучше для вас (так как этим Аллах прощает грехи и даёт награду), если бы вы только знали!

(62:10) А когда будет кончена (еженедельная общая) молитва, то расходитесь по земле, и ищите (своего удела) (от) щедрости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, — может быть, вы будете преуспеете (в этом мире и в Вечной жизни)!

Толкование Корана. Абу Адель.

(43:12) … и который сотворил все пары и сделал вам из судна и животных то, на чем вы ездите,
(43:13) чтобы вы утверждались на их спинах, а потом поминали милость Господа вашего, когда утвердитесь на нем, и говорили: “Хвала тому, кто подчинил нам это, когда мы не были в силах достичь этого!

Толкование Корана. Крачковский.

(22:34) И всякому народу устроили Мы обряд поклонения, чтобы они поминали имя Аллаха над животными из скота, которых Он им даровал. Ибо бог ваш — Бог единый: Ему предайтесь; а ты обрадуй смиренных, —

(22:35) тех, у которых страшатся сердца, когда поминается Аллах, и терпеливых к тому, что их постигает, и выстаивающих молитву, и которые расходуют из того, что Мы им даровали.

Толкование Корана. Крачковский.

(8:45) О те, которые уверовали! Когда вы сталкиваетесь с отрядом, то будьте стойки и многократно поминайте Аллаха, — быть может, вы преуспеете.

Толкование Корана. Кулиев.

(6:121) И не ешьте (о, верующие) из того (что было зарезано) то, над чем (при заклании) не было помянуто имя Аллаха: и (ведь) поистине это [кушать такое мясо] однозначно является непокорностью (Аллаху)! И поистине шайтаны, конечно же, внушают своим сторонникам, чтобы они препирались с вами (говоря, что можно есть мертвечину), а если вы (о, верующие) подчинитесь им (в дозволении мертвечины), (то тогда) поистине вы, однозначно, (станете) многобожниками.

Толкование Корана. Абу Адель.

(5:4) Они спрашивают тебя: что им дозволено? Скажи: “Дозволены вам блага и то, чему вы научили хищных животных, дрессируя их, как собак, которых вы учите тому, чему научил вас Аллах. Ешьте же то, что они схватят для вас, и поминайте над этим имя Аллаха; и бойтесь Аллаха, – поистине, Аллах скор в расчете!

Толкование Корана. Крачковский.
[И снова в толковании “бойтесь”, хотя более точной интерпретацией слова видится “благоговейте”. А также, “как собак”, в такой форме без скобок, на мой субъективный взгляд, лишнее.]

(4:103)   А когда вы закончите молитву, то вспоминайте Аллаха — стоя, сидя и на своих боках. А когда вы обретёте успокоение (оказавшись в безопасности), то совершайте молитву (в полном виде). Поистине, молитва для верующих — предписана [сделана обязательной] (для совершения) в установленное время.

Толкование Корана. Абу Адель.

(3:191) которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: “Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня.

Толкование Корана. Османов.

(3:191) тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли (и говорят): «(О,) Господь наш! Не создал Ты этого попусту [не зря Ты привёл всё это в бытиё]. Преславен Ты! Защити же нас от наказания Огня.

Толкование Корана. Абу Адель.

(2:239) А если вы боитесь, то (молитесь) пешими или конными, когда же вы в безопасности, то вспоминайте Аллаха, как Он вас научил тому, чего вы раньше не знали.

Толкование Корана. Крачковский.

(2:203) И поминайте Аллаха в дни исчисленные. Кто поторопится в два дня, нет греха на том, а кто замедлит, то нет греха на том; это — для того, кто богобоязнен. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны!

Толкование Корана. Крачковский.

(2:200) И когда вы закончите ваши обряды (поклонения) (и завершите хадж), то вспоминайте Аллаха, как вспоминаете ваших отцов(32) и (наоборот)(33) даже ещё сильнее. Среди людей есть такие [некоторые], которые говорят: «Господь наш! Даруй нам (нашу долю) в (этом) мире» [которые живут только для этого мира], и нет ему [не будет для него] в Вечной жизни никакой доли.

Толкование Корана. Абу Адель.

(2:198) Нет на вас греха, если вы будете искать милости от вашего Господа. А когда вы двинетесь с Арафата, то поминайте Аллаха при заповедном памятнике. И поминайте Его, как Он вывел вас на прямой путь, хотя до этого вы были из заблуждающихся.

Толкование Корана. Крачковский.

Как видно из цитат, приведённых выше, в жизни человека много поводов для поминания Всемилостивого Творца. Это и Наставление (нас на Путь Истины), и дни паломничества, и завершение обрядов паломничества, и нахождение в безопасности, после завершения молитвы, стоя, сидя, или лёжа, над охотничьей добычей, над питанием, в военно- опасной ситуации, при принесении жертвы, при водружении на средство перемещения / транспорт, когда звучит призыв на пятничную молитву и после её завершения, — как очевидно из того, что нам известно.

Место для поминания

(2:114) И кто же более несправедлив (и грешен) [самый злостный и наихудший человек], (нежели) чем тот, кто препятствует, чтобы в мечетях Аллаха поминалось Его Имя [совершались там молитвы и читали там Книгу Аллаха], и стремится [старается] разрушить их (ломая, закрывая или препятствуя верующим входить в них)? Этим (злодеям) следовало бы входить туда только со страхом (что их постигнет наказание за это). Для них в (этом) мире — позор (и унижение), и для них в Вечной жизни — великое наказание!

Толкование Корана. Абу Адель. [одна буква в тексте заменена на заглавную. “З(Д)ульм” — дословно значит “притеснение”. Поэтому, словосочетание “более притеснителен” видится как более дословное нежели чем “более несправедлив”.]

(22:40) тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: “Господь наш — Аллах”. И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много. Поможет Аллах тому, кому Он поможет, — ведь Аллах силен, славен!

Толкование Корана. Крачковский.

(22:40) Тем, кто был изгнан из домов без права
Лишь потому, что говорил:
“Наш Бог — Аллах!”
И если бы Аллах не отражал
Одних людей, (что злы в своих деяньях),
Другими, (что в делах своих добры),
То были б снесены монастыри и церкви,
Синагоги и мечети,
В которых Его имя поминается сполна.
Аллах, поистине, поможет тем,
Кто (правдой) Его делу служит, —
Ведь Он силен, могуч и славен!

Толкование Корана. Порохова.

Верующие поминают Истинного Пресвященного Царя в самых разных местах. Однако есть место специально предназначенное для этого, храм: мечеть. Арабское слово масджид (мечеть), насколько я понимаю переводится как “место преклонения ниц”.

Время для поминания

(76:25) И поминай Имя Господа твоего утром, и вечером,

Толкование Корана. Крачковский. [одна буква в тексте заменена на заглавную.]

(24:36) В домах, которые Аллах дозволил возвести и в которых поминается Его Имя, — восхваляют Его там утром и вечером

Толкование Корана. Крачковский. [одна буква в тексте заменена на заглавную.]

(7:205) Вспоминай Господа твоего с трепетом[69] в душе и чувством набожности, не произнося вслух [не говоря громко; не во всеуслышание; без криков, возгласов] ранним утром [с началом наступления времени утренней молитвы и до восхода солнца] и вечером [с момента наступления послеполуденной молитвы и до захода солнца, то есть в душе своей вспоминай о Боге в любое время суток, особенно в упомянутые периоды].
Беспечным (небрежным; безразличным, безучастным, беззаботным; инертным) не будь!

Толкование Корана. Аляутдинов. [то, что толкователь интерпретировал как “с трепетом”, полагаю, более точно передаёт слово “умоляя”. а вместо “чувством набожности” на самом деле очевидно “со страхом” — похоже, что это в первый раз когда мне попадается такое. обычно у толкователей вместо благоговения “страх”, а тут наоборот, вместо страха, набожность.]

Похоже, что особое время для поминания – ранее утро (вероятно при заре, до восхода), а также “обеденный” период (послеполуденный-предзакатный этап). В это время поминание осуществляется про себя (в душе́).

Поминание осуществляется с умолянием и страхом.

Залог Успеха и признак поражения

(58:19) Овладел ими сатана и заставил их забыть воспоминание об Аллахе. Они — партия сатаны. О да, поистине, партия сатаны, они — потерпевшие убыток!

Толкование Корана. Крачковский.
[Слова “заставил” мы в арабском тексте не наблюдаем. Однако в силу особенностей языка, прямой дословный перевод на русский представляется невозможным. с не меньшим успехом вместо “заставил”, Может, например быть, “подтолкнул”, а ещё точнее “сделал так чтобы они забыли…”.]

(43:36) А кто уклоняется от поминания Милосердного, к тому Мы приставим сатану, и он для него – спутник.

Толкование Корана. Крачковский.

(43:36) К тем, кто отвращается от поминания Милостивого (или кто слеп к Нему), Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем.

Толкование Корана. Кулиев.

(39:22) Разве ж тот, грудь которого Аллах расширил для Ислама [Полной Покорности Ему] и он обладает светом от своего Господа [знанием о Нём и о Его Законе](равен тому, кому Аллах не даровал веру)? Горе же [сильное наказание](обещано) тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха [тем, которые не принимают Его Слово]! Такие – они пребывают в явном заблуждении.

Толкование Корана. Абу Адель.

(18:100) И представим Геенну [Ад] в тот день [в День Суда] перед неверными открыто, (чтобы они, перед тем, как войти в неё, увидели, какое наказание их постигнет)
(18:101) тем, глаза которых (в земной жизни) были закрыты от Моего напоминания [они не видели Моих знамений] и которые не могли слышать (доводы, которые ведут к Истинной Вере).

Толкование Корана. Абу Адель.

Как видим, уклонение и отказ от поминания Бога (Хвала Ему и Слава!), признак заблуждения и залог тягчайшего поражения.

(87:14) Преуспел тот, кто очистился,

Толкование Корана. Кулиев.

(87:15) и помянул Имя Господа своего и помолился.

Толкование Корана. Крачковский. [Исправлена опечатка, а также одна буква заменена на заглавную.]

Залогом же величайшего успеха является поминание Имени Истинного Создателя.

Что отвлекает?

Существует опасность того, что нечто может отвлечь от поминания, если человек позволит ему. Сохраняйте особую бдительность.

(63:9) О вы, кто верует! Пусть ваше состояние и дети
Не отвлекают вас от поминания Аллаха, –
Ведь тот, кто поступает так,
Поистине, несет убыток.

Толкование Корана. Порохова.

(38:32) И сказал он: “Я полюбил любовь к благам больше, чем поминание Господа моего, пока не скрылось оно за завесою.

Толкование Корана. Крачковский.

(24:37) люди, которых не отвлекает ни торговля, ни купля от поминания Аллаха, выстаивания молитвы, принесения очищения. Они боятся дня, когда перевернутся и сердца и взоры,

Толкование Корана. Крачковский.

(5:91) Сатана желает лишь заронить среди вас вражду и ненависть при помощи опьяняющего [всего, что затмевает разум] и азартных игр, и отклонить вас от поминания Аллаха и молитвы. Прекратите ли вы (совершение этого) (после разъяснения вам вреда)?

Толкование Корана. Абу Адель.

Очевидно, что следует опасаться всего одурманивающего и азартных игр. А также факторы риска: испытывание междоусобной предвзятости (враждебной нетерпимости) и ненависти, торговля и коммерция, любовь к благу, имущество и дети.

Таким образом, если человек не осторожен, он может нанести себе ущерб как тем, что превносит положительные эмоции, радость, интерес, и богатство в его жизнь, так и тем, что доставляет досаду, боль, и является злом.

Славословие

(17:44) Восславляют Его [Аллаха] семь небес, и земля, и те, кто на них [все творения]. И нет ничего, что не восславляло бы (Его), вознося хвалу Ему, но вы (о, люди) не понимаете их восславления. Поистине, Он – сдержанный (к рабам Своим)[не спешит наказать тех, кто непокорны Ему](и) прощающий!

Толкование Корана. Абу Адель.

Тасби́х (арабск.) — славословие; превознесение, восхваление.

Часто под словом “тасбих” понимается произнесение слов “Субхан Аллах” и близких к ним фраз. Если попытаться истолковать на русском, то на ум приходит нечто в духе “Преславен Бог” или более привычное русскому слуху “Слава Богу”.

В то время, как на мой взгляд, “Субхан Аллах” действительно одна из ключевых фраз в произнесении славословия, я считаю, что и иные слова вознесения хвалы и восславления Всевышнего также весьма уместны. И, важнее, как мне видится, не какие-то конкретные слова, а то, что эти слова идут из сердца, из глубин самой души и имеют цель восславить Имя Всемогущего Господа!

(37:143) И если бы только он не был из числа возносящих хвалу,
 (37:144) то остался бы он в его животе до того дня, когда они будут воскрешены.

Толкование Корана. Крачковский.

Верующие стремятся к помощи, прощению, и покровительству от Бога через славословие.

(110:3) восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он — Принимающий покаяния.

Толкование Корана. Кулиев.

Чем славословие отличается от поминания?

Очевидно что славословие и есть проявление одной из форм поминания. Но если поминание, имеет более широкий смысл — например, когда над едой и питьём человек произносит “Во Имя Бога” (“Бисм Иллях”), или когда он ошибся и просит прощения со словами “прости Господи” (или “Астагфер Уллах”), или когда он благодарит Бога за то или иное благо и говорит “спасибо Господи” — то, мы видим, что славословие, это очень конкретная форма поминания, нацеленная именно на вознесение хвалебных и восславляющих слов в отношении к Господу-Богу.

Повод для славословия

Люди поминают Всемилостивого и славословят Ему в независимости от повода, места, или времени.

Тем не менее, не лишним будет напомнить о том, когда восславление необходимо.

(76:26) а также ночью. Падай ниц пред Ним и славь Его долгой ночью.

Толкование Корана. Кулиев.

Зимнее солнцестояние, когда ночь самая длинная в году, как мы понимаем, один из очевидных поводов славословить Богу.

(15:97) И знаем Мы уже, что грудь твоя стесняется от того, что они говорят.

Толкование Корана. Крачковский.

(15:98) Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто падает ниц.

Толкование Корана. Кулиев.

Когда грудь сжимается от горьких слов других, верующий славит хвалой Господа.

(32:15) Воистину, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц, прославляют хвалой своего Господа и не проявляют высокомерия.

Толкование Корана. Кулиев. [Слово, которое мы не наблюдаем в самом коране здесь зачёркнуто.]

Когда верующим напоминается о Знамениях, они кланяются ниц перед Всевышним Создателем и восславляют Его хвалой.

(52:48) И терпи (о, Мухаммад) до решения Господа твоего [как решит Аллах Всевышний поступить с ними и как Он повелит тебе действовать по отношению к ним]! Ведь, поистине, ты (о, Пророк) на Наших глазах [Мы всегда видим тебя и оберегаем тебя от их ухищрений направленных против тебя]. И восславляй Господа твоего, вознося хвалу Ему [говори слова «Слава Аллаху!», «Хвала Аллаху!»,…], (всегда) когда ты (о, Пророк) встаешь!

Толкование Корана. Абу Адель.

Когда ты встаёшь или пробуждаешься.

Время для славословия

(3:41) Он сказал: “Господи! Сделай мне знамение”. Он сказал: “Знамение твое, что ты не будешь говорить с людьми три дня, иначе как знаками. И поминай твоего Господа много и восхваляй по вечерам и утрам”.

Толкование Корана. Крачковский.

(20:130) (Поэтому) терпи же (о, Посланник), что говорят они [неверующие] (называя тебя колдуном, лжецом,…) (так как их, непременно, постигнет наказание). И восславляй Господа твоего, вознося хвалу Ему до восхода солнца [утром] и до его захода, и в течении ночи восславляй Его и (также) в границах дня, чтобы ты (достиг той награды у Аллаха, которым ты) будешь доволен.

Толкование Корана. Абу Адель.

(24:36) Господь одобрил, чтобы в [отдельных] домах [храмах либо жилищах людей] возносилось и упоминалось Его имя. Восхваляем Он в них [особенно] ранним утром [до того, как люди отправятся на учебу, работу] и вечером [после возвращения людей домой либо во время вечерних, после дневной суеты, посещений храмов].

Толкование Корана. Аляутдинов.

(30:17) Так (восславляйте Господа вашего, говоря): «Преславен Аллах!» (осознавая, что Ему не присущи никакие недостатки и Он превыше всего совершенного) [совершайте молитву], когда для вас наступает вечер и когда для вас наступает утро [на рассвете]!

(30:17) И Ему хвала и в небесах, и на земле, и ночью, и когда для вас наступает полдень!

Толкование Корана. Абу Адель.

(33:42) и восславляйте Его по утрам и по вечерам!

Толкование Корана. Абу Адель.

(40:55) Терпи же (о, Посланник) (что тебе причиняют многобожники) (как и терпели пророки, которые были до тебя)! Поистине, обещание Аллаха (о том, что Он помогает Своим посланникам) истинно (и оно не меняется). И проси прощения (о, Пророк) за грех твой [не потому, что Пророк грешен, а чтобы увеличить его награду] и восславляй Господа твоего, вознося хвалу Ему, вечером [в конце дня] и утром [в начале дня]!

Толкование Корана. Абу Адель.

(41:38) А если они возгордятся, то те, которые у Господа твоего, прославляют Его и ночью и днем, и они не устают.

Толкование Корана. Крачковский.

(48:9) Дабы уверовали вы [люди] в Аллаха (Бога, Господа) [являющегося одним для всех Творцом и Создателем] и [уверовали] в Его [заключительного] посланника [в то, что миссия его от Бога]. Дабы [уверовав] возвеличивали вы Его [Господа миров, способствуя распространению ценностей, оставленных пророком Мухаммадом], почитали и восхваляли (прославляли) ранним утром (на рассвете) и вечером (в сумерках) [совершая, например, утреннюю и ночную молитвы-намазы].

Толкование Корана. Аляутдинов.

(50:40) и ночью [в часть ночи] восславляй Его, и после земных поклонов [после молитв].

Толкование Корана. Абу Адель.

(52:49) И (в одну) из (частей) ночи восславляй Его [Аллаха] и при изчезновении (из виду) звезд (на заре).

Толкование Корана. Абу Адель.

Утро, перед восходом солнца, в полдник и послеполдник (“обед”) перед его закатом, и вечерние сумерки. Части ночи (насколько мне известно, их три: ранняя ночь, полночь, и предутренник; визуально они друг от друга не отличимы — в каждой из них мрак) и грани дня (их девять: рассвет [утренний сумрак], утренняя заря, восход, предполдник, полдень, послеполдник [или “обед”], закат, вечерняя заря, закат, вечер [сумрак]). Таким образом, мы видим, что каждый день и каждую ночь у человека есть время для поминания Бога — это три части ночи и девять граней светового дня.

В какой бы момент дня ли, ночи ли, человек себя ни обнаружил, у него есть повод восславить Господа.